История киноиндустрии: эволюция кино как жанра искусства

История киноиндустрии: эволюция кино как жанра искусстваПервые шаги к кинематографу

Первый и главный шаг к развитию и зарождению кинематографа был сделан еще в 1685 году. когда ученые изобрели «волшебный фонарь» (камера обскура).

Второй не менее важный шаг к кинематографу был совершен Майклом Фарадеем и его хорошим другом Максом Роджером в 1830 году. В то время Европа старалась разработать аппарат, который смог бы оживить рисунок и сделать его динамичным. Фарадей изобрел прибор под названием «фенакистископ», к которому прилагались несколько последовательных картинок.

В тридцатые годы 19 века Жозеф Плато старался разложить движения на фазы (к примеру, движение животного). И когда Фарадей получить в руки труды этого ученого, то стал интенсивнее заниматься созданием фенакистископом.

Третий шаг произошел в 1877 году и стал возможен лишь благодаря работам Жозе Ньепса, Луи Дагера, Леланда Стэнфорда (губернатора Калифорнии) и фотографа Эдварда Мейбриджа. Они провели довольно-таки необычный эксперимент. Стэнфорд очень любил лошадей и решил поспорить с Мейбриджем на тему того, «отрывает ли лошадь ноги во время галопа или нет». Чтобы проверить это, ребятам пришлось приобрести более 60 фотокамер, которые они расположили по обеим сторонам беговой дороги (по 30 камер с каждой стороны). Напротив камер ученые поставили будки, в которых находились люди (они контролировали камеры). Между будкой и фотокамерой был натянут шнур. Когда лошадь начинала переходить на галоп и пересекала отрезок с камерами, она задевала ногой тот самый шнур, в результате чего камера фиксировала снимок и иллюстрировала одну из фаз движения коней. Это и была первая попытка разложить движение объекта на фазы.

Дальнейшее развитие

В 1876 году французский ученый и профессор Этьен Маре изобретает фоторужье. Работало оно следующим образом: в него заправлялась лента, которая подавалась благодаря лентопротяжному механизму, работающему на бумаге.

В 1877 году русский ученый Болдырев изобретает целлулоидную пленку. После модернизации своего изобретения, Маре создает фоторужье, способное использовать эту самую пленку.

Фотография стала очень популярна — в каждом доме был свой фотоальбом, в котором хранились важные и дорогие сердцу фото. Патентные бюро того времени были просто-напросто завалены заявками на создание «живой» фотографии.

1876 год стал знаменательным для развития кино. В Париже появляется кадровый кинематограф. Его изобрел Эмиль Рено и назвал свое творение оптическим театром. Прибор представлял из себя разработанный более двухсот лет тому назад волшебный фонарь, но в «большом масштабе». Через фонарь проходила пленка и, таким образом, создавался своеобразный театр кадров, которые показывались друг за другом на большом экране: 100, 90 или 80 картинок в зависимости от продолжительности сюжетной линии. Для постановок приглашали специального актера, который озвучивал все действия, происходящие на экране. Уже через несколько лет в Париже было создано около 12 таких театров. Следует также отметить, что пользовались они невероятным успехом.

Вот небольшой пример фильма, показываемого в парижских театрах того времени: молодая девушка читает книгу. К ней подходит парень, начинается диалог. Затем молодой человек берет девушку за руку и ведет пообедать. Спустя несколько встреч влюбленные женятся. Изображается свадьба, альтарь. После чего их сопровождают на пароход и отправляют на медовый месяц в Африку. Кратко показывается и описывается их путешествие. Через 2 недели супруги возвращаются, их уже ждут родители. Иллюстрируется белый кадр. Вот девушка опять сидит на скамейке, поднимает книгу – это был сон…

Кинематограф на грани рождения

Безусловно, все изобретатели, перечисленные нами выше, сделали настоящую революцию в продвижении и создании кинематографа, однако ближе всего к данной сфере подошли четыре незаурядных человека. Речь идет о Томасе Эдисоне, Братьях Люмьер и Иосифе Тимченко.

В 1894 году Томас Эдисон (который уже изобрел электричество и телефон) передал свои кинематографические разработки Генриху Уилексу. Тот под руководством Томаса создает аппарат под названием «кинетоскоп». Данное устройство было сделано таким образом, что все «движущиеся картинки», демонстрируемые им, могли наблюдаться лишь одним человеком. Вскоре было выпущено более ста таких аппаратов. Параметры этого кинескопа в будущем использовались братьями Люмьер (например, ширина пленки -33мм, скорость показа – 24 кадра в секунду, а соотношение сторон кадра 1:1, 32.)

В том же году украинский инженер Иосиф Тимченко создает проектор для просмотра кинофильмов. На то время он был заместителем главного инженера Балтийского завода. После прочтения о разработках «живых картинок» Иосиф также решил принять участие в процессе изобретения.

На протяжении всего года Тимченко занимался изучением данного вопроса, и, в результате чего, изобрел собственную камеру, которая снимала на перфорированную пленку. На этом Тимченко не остановился — уже через несколько месяцев он создает проектор и снимает десятки сюжетов о своей семье. Через некоторое время Иосиф решил продемонстрировать свои аппараты российскому научному сообществу. Все его заслуги были оценены, однако финансов на дальнейшее изучение сообщество не выделило. Позже Тимченко обращается в общество предпринимателей, в котором состояли предприниматель Путилов, банкир Дмитрий Рубинштейн, булочник Филлипов и владелец магазинов Елисеев. Но и там его предложение не было услышано.

Инженер решил не сдаваться. В 1894 году он приезжает в Москву и рассказывает о своих изобретениях Савве Ивановичу Мамонтову, который признался, что все приборы, созданные Иосифом, имеют большое будущее, но денег, как и остальные, не выделил. После очередного отказа Тимченко понял, что вряд ли сможет воплотить свои мечты в реальность и перестал заниматься изучением данного вопроса.

Уже через год Братья Люмьер смогли продемонстрировать свое главное открытие – кинематограф (также известный как синематограф) и вошли в историю как создатели нового жанра искусства – кинематографии.

Эпоха немого кино

Практически все первые короткометражные кинофильмы (около 1.5 минуты демонстрации, 15-25 метров) были документальными, однако комедийная инсценировка братьев Люмьер «Политый поливальщик» показала, что до зарождения игрового кино осталось совсем немного времени.

Почему первые фильмы были столь непродолжительными? Все просто: из-за несовершенства киноаппаратуры, но, тем не менее, уже в 1900 годах зрители могли наблюдать фильмы от 200 до 300 метров (это более 20 минут демонстрации). Съемочная и проекционная техника совершенствовалась все больше и больше с каждым годом, это и способствовало дальнейшему увеличению длины фильмом, а также более качественному увеличению художественных приемов съемок, режиссерской работы и актерской игры.

Нельзя не отметить тот факт, что столь широкое распространение и популярность кинематографа была обеспечена, прежде всего, его экономической выгодностью. И, к сожалению, это сильно сказывалось на художественной ценности снимаемых кинолент.

Удлинение и усложнение сюжетов начало давать почву для формирования новых, не изведанных ранее жанров кинематографа. Начинают создаваться специфические для каждого жанра кино изобразительные приемы, оформляется их художественное своеобразие.

Наивысший расцвет «немного» кино приходится на 20-ые годы ХХ века, когда оно уже сформировалась как самостоятельный род искусства, который обладает собственными, уникальными художественными средствами.

Появление звука

Еще до начала 20 века Томас Эдисон работал над синхронизацией «кинетоскопа» с фонографом, однако все попытки сделать это оказались тщетными. Но его работа не была проделана зря. В последствии Уильям Диксон (соавтор Томаса) утверждал, что ему уже в 1889 году удалось сделать кинетофонограф – прибор, благодаря которому может воспроизводиться звук и изображение одновременно. Однако на сегодняшний день не существует доказательств, которые бы подтвердили его слова.

Вообще, в ранний период кинематографа было совершено множество попыток воссоздать звуковое кино. Ученые и профессора со всего мира работали над данной задумкой, однако все сталкивались с двумя главными проблемами: невозможность в синхронизации изображения и звука и слабая громкость последнего. Несмотря на это первая проблема была решена путем записи и изображения и звука на один и тот же носитель, но вот для решения второй проблемы требовалось создание усилителя низкой чистоты. Произошло это спустя более 20 лет — в 1912 году. когда киноязык был развит настолько, что отсутствие звука начинало восприниматься как серьезный недостаток.

Несмотря на то, что патент на систему звукового кинематографа (которая в результате совершила звуковой «бум») был получен в 1919 году, кинокомпании даже не собирались использовать его и давать кино «заговорить». Такие регрессивные действия совершались лишь для того, чтобы избежать удорожания стоимости проката и производства фильмов. Но «прорыв» все же произошел — 17 сентября в Берлине мир увидел первый фильм, имеющий звук.

В 1925 году известная на сегодня компания Warner Brothers, которая в тот момент находилась на грани полного банкротства решила пойти в «all in» и вложилась в рискованный звуковой проект. Именно это и позволило компании выпустить в 1926 году несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных сценок, но особым спросом они не пользовались. Удачным стал лишь фильм «Певец джаза», в котором присутствовали музыкальные номера Эла Джонсона, а также его реплики. Как результат, 6 октября 1927 года (день премьеры данного фильма) стало принято считать днем рождения звукового кино.

Кинематограф СССР

Начало официальной истории советского кино датируется 27 августа 1919 года, когда Советский Народный Комитет принял решение о национализации кинематографа в Советской России. Именно этот день сегодня отмечается как День российского кино.

В 1924 году выходит первый советский фантастический фильм под названием «Аэлита». Уже через год на экраны выходит фильм «Броненосец «Потемкин» режиссера Сергея Эйзенштейна, который на сегодняшний день считается наиболее значимым фильмом за всю истории советского кино. Картина не один раз была включена в различные списки лучших лент мира, составленных авторитетными кинокритиками и изданиями.

Первым звуковым советским фильмом считается «Путевка в жизнь» 1931 года. Первой цветной лентой стал фильм «Груня Корнакова», появившийся на экранах в 1936 году.

Среди крупнейших режиссеров, работающих в довоенную пору и заслуживших международное признание, следует отметить Льва Кулешова, братьев Васильевых, Всеволода Пудовкина, Дзигу Вертова и др.

Советские фильмы не раз выдвигались на мировую премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Победу одержали следующие картины: «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу-Узала» (совместный фильм Японии и СССР) режиссера Акиры Куросавы (1975), а также лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1981). Следует отметить выдающегося режиссера Станислава Ростоцкого, картины которого были дважды номинированы на «Оскар» («А зори здесь тихие…» (1972) и «Белый Бим Черное ухо» (1978). В 1943 году картина «Разгром немецких войск под Москвой» получила премию «Оскар» за «Лучший документальный фильм».

Несмотря на все эти заслуги в 1970 году советский кинематограф оказывается в провале. В 1977 году рентабельность проката и кинопроизводства стала отрицательной. Для выхода из такого «кризиса» было выпущено несколько фильмов «массового» жанра (например, фильм катастрофа «Экипаж» 1979 года и боевик «Пираты ХХ века» 1980 года и др.)

Зарождение голливудского кино

Первая калифорнийская студия была создана в 1911 году компаний под названием «Нестор». Через три года начинается строительство более фундаментальных студий, прежде всего, благодаря активному участию в проектах фирм, которые входили в следующие компании кинопатентов: «Biograph», «Vitagraph».

Так как американская кинопромышленность, в основном, ориентировалась на массового зрителя и требовала создания ярких и «зрелищных» фильмов, которые приносили бы большую прибыль, на первый план начали выходить не режиссеры, а звездные актеры и продюсеры.

Но развитие американского кинематографа не всегда было успешным. Столкновения разных тенденций и направлений, частые разорения и возрождения студий и их постоянное объединение деструктиво влияли на развитие голливудского киноискусства.

Новый период голливудского кинематографа – кульминация киноискусства

Новый период голливудского кино стартовал в конце 1960-х годов (именно в то время, когда студийная система претерпевала крах) и закончился в конце 70-х. Эпохальные общественные сдвиги, отток кинозрителей к телеэкранам, а также сексуальная революция просто-напросто уничтожали интерес к шаблонным студийным фильмам с участием надоевшим всем «звезд». Многие киностудии начали разоряться, а студийные боссы не могли понять, что молодежь хочет видеть в кино. Руководители бывших студий решили провести эксперимент и начало доверять молодым режиссерам, продюсерам и приглашали их для съемок новых фильмов. А тот факт, что молодое поколение, только-только выйдя из киношкол могло укладываться в небольшие бюджеты, лишь радовало крупных владельцев бывших киностудий. Волна необычного, уникального и откровенного кино семидесятых годов привлекла зрителей и воссоздала новую эпоху, которая продлилась аж до начала 80-х.

Молодые режиссеры использовали находки европейских авторских лент и вводили в собственные киностудии такую тематику и стилистику, которая шла наперекор первоначальным традициям.Крупнобюджетные фильмы Стэнли Кубрика, Романа Полански, Вуди Аллена и Роберта Олтмена отличались невероятно высоким уровнем художественного мастерства. позволяющим рассматривать эти творения как своеобразные авторские высказывания.

Интерес к экспериментам полностью пропал в конце 70-х годов. Случилось это после провала «миллионных проектов», таких как «Врата рая» (1980). Основную кассу начали приносить научно-фантастические фильмы с острым сюжетом. К ним относились блокбастеры Джорджа Лукаса («Звездные войны»), а также Стивена Спилберга («Челюсти»). Таким образом, студийное руководство в дальнейшем решило полагаться на проверенные рецепты, которые уже не один год пользовались коммерческим успехом. Это и стало концом интенсивных художественных экспериментов в истории Голливуда.

This entry was posted in История кинематографа and tagged , , . Bookmark the <a href="http://mrfirecom.ru/istoriya-kinoindustrii-evolyuciya-kino-kak-zhanra-iskusstva/" title="Permalink to История киноиндустрии: эволюция кино как жанра искусства" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.