История мультипликации в России

История мультипликации в РоссииПервым русским аниматором был Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми.

В начале 2009 года были опубликованы [1] кадры мультипликационного кукольного фильма, найденного российским киноведом Виктором Бочаровым. Съемку сделал балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. киновед датируют её 1906 годом. На пленке засняты куклы, танцующие балет на фоне неподвижных декораций.

В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм был первым в мире кукольным анимационным фильмом.

В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 20-х годов. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством » (1913), Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную анимацию.

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых в начале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики.

Aниматоры могли экспериментировать со своим оборудованием, а также с эстетикой. Как Иван Иванов-Вано вспоминает в своей автобиографии «Кадр за кадром», это было частично из-за общей атмосферы русского авангарда. который был вокруг них, и отчасти потому, что они могли экспериментировать небольшими группами энтузиастов.

Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» (Борис Савинков), «Советские игрушки» (реж. Д. Вертов. мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (реж. Д. Вертов. мультипликация А. Бушкина и А. Белякова). Такая скорость стала возможной благодаря новой технике — плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоёмких рисунков.

Важные фильмы этой эпохи: «Каток » (1927, И. Иванов-Вано ), «Почта » (1929, М. Цехановский) и «Органчик » (1933, Н. Ходатаев).

Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной анимации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных.

Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер » (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную анимацию и актерскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная мимикрия в анимации, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм », но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную анимацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец » (1956).

Социалистический реализм

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук. который тогда был аниматором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера Дух Гения ([4] ). Он был абсолютно поражен ликвидности картинок и новыми возможностями для мультипликации, который представлял путь Диснея.

В 1935 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм » (из объединения мелких коллективов Мосфильма. Совкино и Межрабпромфильма), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

В 1941 году студия анимации при «Ленфильме » была расформирована, и ленинградские аниматоры (М. Цехановский, М. Пащенко) в ближайшие годы перешли в «Союзмультфильм». В 1941-1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы.

Для мультфильмов 1945-1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры. Были освоены все методы классической анимации и изобретены новые (например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок » (1953)). Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер» (Пропавшая грамота (1945), Каштанка (1952)). Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность (Федя Зайцев (1948), Часовые полей (1949)). В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева » (1957).

1960-е

Около 1960 года в советской анимации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки — История одного преступления (1962), живопись по стеклу — Песня о соколе (1967)). Набирает силу объёмная анимация (Варежка (1967), объединение кукольных фильмов при Союзмультфильме образовано в 1953 году). Фильмы Фёдора Хитрука выполнены, как правило, в экстремально плоском стиле: дома строятся подобно пентамино или тетрису (История одного преступления (1962)), а автомобили как будто лежат на асфальте (там же, аналогично в фильме Малыш и Карлсон (1968) Бориса Степанцева ).

На этот период приходится запуск многих сериалов (Маугли. Винни-Пух. Ну, погоди! и др.) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель ).

Большинство режиссёров «Союзмультфильма» в прошлом были аниматорами. Часто они сами принимали участие в анимации собственных фильмов.

Советская анимация выставляется на зарубежных фестивалях и часто занимает там призовые места (Варежка (1967), Балерина на корабле (1969) и др.).

1970-е

Кроме «Союзмультфильма», анимацией в России занимаются «студия Экран «, Свердловская киностудия и Саратовтелефильм.

Технической вершиной советской анимации 1970-х годов является мультфильм Полигон (1977) Анатолия Петрова .

1980-е и начало 1990-х

В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл украинский аниматор Александр Татарский. который начал с экспериментов с пластилином («Пластилиновая ворона » (1981), «Падал прошлогодний снег » (1983)), потом перенёс эту эстетику на рисованный фильм (Обратная сторона Луны (1983)). Впоследствии он основал студию «Пилот». В начале 90-х часть её коллектива уехала в США. на студию Klasky Csupo .

Появились и другие новые студии: Свердловсктелефильм и Пермь-телефильм.

На Свердловской киностудии (впоследствии студия А-Фильм) активно используется живопись по стеклу (Сказочка про козявочку (1985), Добро пожаловать! (1986)). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров .

Заметное место в анимации 80-х годов занимает тотальная анимация .

С конца 80-х преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами (Следствие ведут Колобки. Здесь могут водиться тигры (1989) и др.). Этот стиль прослеживается и в работах начала 90-х, особенно ярко у студии Пилот. Геннадий Тищенко один из немногих избегает этого влияния, предпочитая реализм (Вампиры Геоны (1991), Хозяева Геоны (1992), Амба (1994-1995)).

В начале 90-х студия «Кристмас Филмз» (отделившаяся часть бывшего «Союзмультфильма») совместно с британской студией S4C выпустила серию постановок Шекспира для BBC. Российские аниматоры участвуют и в других международных контрактах, например, в случае фильма «Джон Генри — человек из стали» (2001) Свердловской студии анимации «А-фильм».

Восстановление фильмов

В 1992 г. компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу «Бибигон» .

В России восстановлением отечественных лент занимается кинообъединение «Крупный план».

Российская анимация сегодня

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса «) и раз в два года международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит в Украине ). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, Мультиматограф ). Работы отечественных аниматоров также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, Старик и море (1999)).

This entry was posted in История мультипликации and tagged , , . Bookmark the <a href="http://mrfirecom.ru/istoriya-multiplikacii-v-rossii/" title="Permalink to История мультипликации в России" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.