Кинематографические жанры

Кинематографические жанрыДетектив — кинематографический жанр литературного происхождения, остросюжетный фильм, события которого строятся вокруг расследования обстоятельств какого-либо выявленного преступления вплоть до выявления виновного/виновных. Детектив классической формы предполагает завязку – описание преступления без раскрытия личности преступника, центральную часть – расследование в форме поиска улик и опроса свидетелей, развязку – изобличение преступника.

Дизельпанк — стилистическое направление ретрофантастики в кинематографе, детализация и эстетизация на экране технологий периода от окончания первой мировой войны до окончания второй мировой войны в их “альтернативном”, преувеличенном развитии.

Примеры: Готэм-сити в экранизациях комиксов о Бэтмене, «Небесный капитан и мир будущего» Кэрри Конрана 2004 г.

Документальное кино — род киноискусства, сосредоточенный на научном и художественном осмыслении естественно происходящих событий и явлений окружающего мира. Первыми документальными фильмами считаются первенцы кинематографа «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» и «Выход рабочих с фабрики в Лионе» братьев Люмьер 1895 г.

Дорама — японский вечерний художественно-игровой телефильм-сериал, обычно из 9 — 12 серий по 45 минут каждая, снятый в жанре тренди, рэнай, токусацу.

Драма — жанр в кино, повествование о внутреннем развитии или деградации героя в его частной жизни, среди обыденных событий и явлений. Динамический стержень композиции драмы составляет сюжет. Поджанры драмы выделяются в зависимости от расстановки акцентов во взаимоотношениях героя с исторически конкретным обществом и степени их взаимной зависимости, от степени типизации конфликтов и образов, в том числе: историческая драма, военная и антивоенная драма, ретродрама, психологическая драма, судебная драма, социальная драма и производственная драма, социально-психологическая драма, криминальная драма, спортивная драма.

— З —

Зомби-фильм — в современной системе жанров это в первую очередь, поджанр эксплотейшена, разновидность фильма ужасов gore-movie, фильм с участием множества агрессивных каннибалов — зомби, ходячих мертвецов или живых людей, поражённых неким вирусом, сделавшим их нечувствительными к боли увечий. Наиболее интересен в таких фильмах акцент на двойственность ужасного в воображаемой ситуации столкновения с агрессивным каннибалом: как сам зомби с его полуразложившимся изувеченным телом, так и перспектива героя (с которым зритель отождествляет себя) превратиться в такого же зомби.

— И —

Исторический фильм — жанр художественно-игрового кино и документального кино, кинематографическое исследование и осмысление особенностей минувших исторических эпох. Фильм на подлинный или выдуманный исторический сюжет, с сохранением стилевых и визуальных особенностей описываемой эпохи. Жанровый комплекс исторического фильма имеет множество поджанров – военный фильм, историко-приключенческий фильм, историческая комедия, историческая фантазия, политический фильм, псевдоисторическое фэнтези.

— К —

Киберпанк — рождённый с формированием экранной культуры общества вид антиутопии, “в котором миром правят не политики, а мегакорпорации, делающие народы рабами виртуальной реальности, создающие систему тотального контроля. Одна из разновидностей кинофутуристики наряду с постапокалиптикой, киберпанк разрабатывает тему и образ постиндустриального будущего, в котором врастание компьютерных технологий в системы жизнеобеспечения общества (или каждого индивидуума в отдельности) привело к непрогнозируемым и неуправляемым социальным и психологическим последствиям и, в целом, к дегуманизации общества.

Комедия — жанровое направление в кинематографе, с различными целями и в различных формах преподносящее зрителям эффект комического. Кинофильм может целиком быть комедией либо содержать элементы комедии. В кинематографе традиционно применяются театральные приёмы создания комедийного эффекта (гротеск, гэг, реплика, эксцентрика), а также выработаны свои специфические приёмы (закадровый смех и аплодисменты, мультяшка, обратное движение, остаточное движение, ускорение движения). Первым комедию в кино сделал искусством Макс Линдер («Неприятности семейной жизни» и «Макс – профессор танго», оба 1912), в начале 1920-х блистали американцы Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд.

Комедия положений — классический вид комедии, в которой комический эффект достигается за счёт того, что сравнительно респектабельные персонажи попадают в курьёзные, нелепые ситуации, ведущие к формальному нарушению норм приличий, межличностных коммуникаций и общественных.

Короткометражный фильм — законченное произведение документального или игрового кино, имеющее небольшой, незначительный хронометраж (обычно в пределах 30 – 45 минут), в отличие от полнометражного фильма. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», в России короткометражный фильм это фильм продолжительностью менее 52 минут.

Криминальный фильм — жанр художественно-игрового кино, демонстрирующий представителей криминального мира как в их “профессиональной”, так и в обывательской ипостасях («Криминальное чтиво» Квентина Тарантино 1994 г.). Криминальный фильм с разной степенью успешности используют в качестве стилеобразующей компоненты терминологию и ритуалы уголовно-криминальной среды (например, контракт).

Любовная история — жанр мелодрамы, в котором любовные коллизии разыгрываются как социально необусловленные и поверхностно понимаемые противоречия идейно-нравственных и культурных установок, эмоционально-психологического развития и индивидуального темперамента влюблённых. Проходные образцы жанра отличаются значительной сентиментальностью и часто тяготеют к комедии. В своих вершинах жанр подражает психологической драме. В отличие от психологической драмы, большинство любовных историй заканчиваются хэппи-эндом, счастливо разрешающим искусственно построенную коллизию. Классическая любовная история — вариация сюжета о Золушке, попавшей в высшее общество или сюжета о Красавице и Чудовище.

— М —

Манга — самостоятельный литературный жанр в Японии, литературная основа аниме; японская разновидность комикса, основанная на иероглифической культуре восприятия рисунка, в отличие от американо-европейских комиксов, основанных на принципах линейной логики и похожих на компоновки с подписями. Чтение манги и просмотр аниме на их основе требуют определённой культуры восприятия.

Мелодрама — жанр художественно-игрового кино; фильм, раскрывающий подлинный духовный и чувственный внутренний мир героя в перипетиях сюжета, имеющих скорее бытовой характер, но с акцентом некоей необычности, единичности складывающихся ситуаций.

Мистика — жанровое направление кинематографа, исследующее восприятие обычным человеком религиозных форм чудесного, включая как собственно христианские, синтоистские и пр. архетипы сознания, так и рецидивы первобытнообщинных архетипических представлений о духах умерших. Часто является разновидностью фантастики и фильма ужасов. Мистика уже заняла свою нишу и в детском кино.

Молодежная комедия — относительно молодой жанр комедии, действующими лицами которой являются подростки 12-18 лет, а коллизию составляют “молодёжные” проблемы естественного жизненного цикла, поданные зачастую в исключительно вульгарной трактовке – половое созревание, социализация в кругу ровесников и взаимоотношения с родителями.

Музыкальный фильм — киножанр, в котором лирическое настроение персонажей выражается не только музыкальным фоном действия, но и равномерным включением в фильм многочисленных танцевально-песенных номеров, в контексте фильма приобретающих драматургическую важность.

Мультфильм — произведение мультипликации, основная разновидность анимационного фильма; фильм, состоящий из покадрово снятых изображений, последовательно передающих фазы условного движения неживых персонажей и объектов. Первыми мультфильмами считаются «Юмористические фазы смешных лиц» Джеймса Стюарта Блэктона 1906 г. и «Фантасмагория, или Кошмар фантоша» Эмиля Коля 1908 г.

Мыльная опера — разновидность телевизионного сериала, многосерийная эксплотейшен-мелодрама со сквозным псевдосюжетом, представляющим собой нагромождение отдельных сюжетных линий, чьё течение искусственным образом поддерживается за счёт алогичных и безответственных поступков большинства персонажей. Предназначается для ежедневной телевизионной демонстрации по частям с определённой последовательной периодичностью, для чего каждая серия завершается кульминацией. Мыльная опера производства стран Латинской Америки отличаются крайней степенью искусственности и повторяемости коллизий, внехудожественной логикой драматургии и постановки, а также близким к линейному монтажом. Термин мыльная опера восходит к постановкам местной радиостудии Цинциннати 1933 г. где в форме звукового сериала из жизни хлопотливой Мамаши Перкинс фирма “Procter and Gamble” рекламировала очередной сорт мыла.

Мэш-ап — изначально термин, обозначающий “гибридное” музыкальное произведение, полученное на современной звуковоспроизводящей технике путём механического совмещения звучания двух оригинальных произведений, например, самостоятельного вокала и инструментальной музыки. Также термин используется как сленговое обозначение фанатского или юмористического ролика, где звуковой ряд одного фильма наложен на видеоряд другого фильма. В переносном значении используется как синоним кроссовера.

Мюзикл — киножанр специфической драматургии, достигший своего расцвета в Голливуде, где к 1950 г. были выработаны каноны комедийного мюзикла. Классический мюзикл это происходящий от бродвейского шоу и европейского водевиля подвид музыкального фильма с особой темпо-ритмической организацией материала, в котором перипетии сюжета (пустячные либо драматически насыщенные) служат подводкой к исполнению внутрикадровой музыки, т. е. кульминациям в виде ярких эстрадных песенно-танцевальных номеров, сохраняющих свою песенно-танцевальную природу в контексте фильма и во многих случаях не отвечающих напрямую задачам развития сюжета (подобно вставным новеллам).

— Н —

Научно-популярный фильм — жанр научного документального кино; фильм, в котором научные знания переводятся в систему обыденных понятий и преподносятся преимущественно в образной форме. К научной популярности тяготеют учебные фильмы и фильмы-реконструкции.

Научная фантастика — поджанр фантастики в кино, художественное прогнозирование возможных последствий трансформации тех или иных сторон жизни современного общества, особенно технологий и/или социальной модели.

Неонуар — спорадически возобновлявшееся с конца 1960-х г. течение в американском, европейском, а теперь и азиатском кинематографе, переносящее иллюзорные образы и темы классического нуара в современные реалии или условный мир будущего.

— П —

Пародия — комедия, утрированно высмеивающая жанровые штампы и ходульные сюжетные ходы на материале какого-либо фильма или жанровой группы фильмов. Первой пародией считается короткометражка американца Эдвина Стантона Портера «Маленькое ограбление поезда» 1906 г. в которой он спародировал собственную ленту «Большое ограбление поезда» 1903 г.

Политический фильм — жанр исторического фильма-реконструкции, снятого на материале современных политических событий (политическая драма) или отдалённых во времени событий, участники которых ещё живы; основанная на документальных материалах драма, содержащая критику и государства, чьи властные механизмы развращают и дегуманизируют граждан, манипулируют общественным мнением.

Постапокалиптика — футурологический жанрово-стилевой комплекс художественно-игровых фильмов и мультфильмов (особенно аниме), в которых действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы. Случившаяся катастрофа может быть военной.

Приключенческий фильм — в котором характеры героев раскрываются через их решительное поведение в критических ситуациях, сопряжённых со смертельным риском. В отличие от боевика и военного фильма, приключенческий фильм в большей степени ориентирован на противоборство героев с силами природы (в том числе мистическими) и социума в целом, а также отличается стратегией главных героев в противоборстве с противниками – ставкой на ум, ловкость, изворотливость, дружескую поддержку и удачу.

Психологический триллер — триллер, в котором ощущение напряжённого переживания создаётся непредсказуемостью реакций героя на любые попытки общения с ним других персонажей, ожиданием агрессии со стороны окружающих и поиском скрытых угрожающих подтекстов их поведения, например, фильмы Альфреда Хичкока.

— Р —

Романтическая комедия — комедийный вариант любовной истории, в которой эффект комического достигается преимущественно за счёт забавных и нелепых противоречий между двумя влюблёнными. В отличие от мелодрамы, романтическая комедия избегает существенного конфликта между героями, а в пародийной по своему характеру сумасбродной комедии конфликт романтической комедии, наоборот, намеренно преувеличивается.

— С —

Семейный фильм — жанровый фильм, пригодный для совместного просмотра разновозрастной аудиторией. Упрощённо понимаемый, семейный фильм трактуется как детский фильм, интересный для просмотра нетребовательным взрослым, – кино с незамысловатым энергичным сюжетом и юмором, бесконфликтное, без сцен насилия и эротики; по мере взросления зрителя, восприятие такого фильма практически не меняется. Однако, семейный фильм может являться и кинопроизведением со сложной драматургией, по разному воспринимаемым зрителями разных возрастов.

Сатира — социально заострённая разновидность комедии в кино, создание трагикомического эффекта действий персонажей в их социальных проявлениях. Большой общественный резонанс вызвали снятые в Великобритании социально-сатирические кинополотна с элементами гротеска и абсурда, например такие как «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» Стэнли Кубрика 1964 г.

Сериал — Сюжетно-композиционная схема производства и демонстрации фильмов по частям; также вспомогательный термин, означающий любую разновидность многосерийного художественно-игрового или документального фильма. Сериал также может быть циклом однотипных фильмов, каждый из которых благодаря сюжетной отдельности является самостоятельным законченным произведением, объединённым с другими фильмами цикла единством тематики и стилистики, сквозным мета сюжетом, общей системой персонажей и/или общей схемой подачи материала. Либо серия фильмов, объединённых, помимо мета сюжета и общей системы персонажей, сквозными сюжетными линиями, при этом каждая серия имеет свой дополнительный законченный сюжет либо распадается на небольшие скетчи. Также, сериал может быть фильмом значительного хронометража с единым сквозным сюжетом, разделённый на части для удобства просмотра, вследствие чего ни одна из серий не может демонстрироваться вне связи с прочими сериями.

Ситком — сокращение от «ситуационная комедия». В более узком смысле разновидность телевизионной комедии положений, популярный жанр комедийных телевизионных сериалов. Для таких сериалов характерны: ориентированность на семейный просмотр (в том числе строго завуалированная подача «недетских» тем и мотивов), надуманность и нарочитость сюжетных линий и конфликтов, отсутствие драматического конфликта и социально-политической критики, включение в диалоги не связанных с сюжетом многочисленных шуток-реприз и каламбуров, павильонная фронтальная съёмка с ярким неестественным освещением. Технологические условия создания телесериала-ситкома диктуют необходимость соблюдать устаревший принцип единства места, времени и действия; по этой причине основу сюжета ситкома обычно составляют будни одной семьи или одного офиса.

Слэшер — Слэшер в его ставшем классическом виде – молодёжный фильм ужасов, в котором серийный убийца-психопат в антураже «одноэтажной Америки» преследует членов какого-либо подросткового коллектива – учеников одного класса, группу юных туристов и т. п. Может одновременно являться мистическим триллером. Жанровые истоки слэшера обнаруживаются в итальянских джалло, а «Кровавый залив» Марио Бавы 1971 г. уже считается своего рода протослэшером.

— Т —

Трагедия — кинематографический жанр, основанный на показе духовного и чувственного внутреннего мира человека в столкновении с непреодолимо жестокими, гибельными проявлениями реальности, порой приводящими к непоправимому надлому или даже разрушению личности героя.

Трагикомедия — драматический в своей основе киножанр, сочетающий комедийные ситуации с трагедийным пафосом.

Триллер — жанр кино, к которому относят произведения, стремящиеся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения без прямой демонстрации источника смертельной угрозы. У истоков жанра стоят фильм «Таинственный Икс» датчанина Беньямина Кристенсена 1914 г. и «Доктор Мабузе, игрок» немецкого режиссёра Фрица Ланга 1922 г. Грань между триллером и классическим фильмом ужасов обычно проводят по уровню осуществлённости страхов. Хотя оба жанра сосредоточены на разрушении монотонного течения повседневности через ожидание и переживание ужасного, в триллере источник страха сохраняет свой обыденный характер, обратимость и разумное объяснение (т. е. вызван злой, но управляемой волей антагониста), в то время как в фильме ужасов выявление источника угрозы всегда оказывается шоком для героев ввиду неотвратимости ужасного (т. е. неуправляемости монстра, маньяка, злого инопланетянина).

Трэш — жанровый комплекс полукустарного китчевого кино, предлагающий низкопробное зрелище ради низкопробного зрелища, пренебрегающий достижениями и теории монтажа, и теории мизансцены.

— Ф —

Фильм боевых искусств — жанровая разновидность боевика специфической драматургии с особой темпо-ритмической организацией материала, в котором напряжённые рукопашные схватки противников, имеющих профессиональную спортивную подготовку, затмевают собою сюжетные коллизии и в любом случае составляют его кульминацию. В отличие от фильмов боксёрского нуара, в фильме боевых искусств не соблюдаются правила спортивной этики и регламент поединков, а применяемая филигранная техника ударов и самозащиты вызывает изумление зрителя как способом исполнения, так и достигаемым эффектом. Наиболее популярные разновидности фильмов боевых искусств каратэ-фильм и кунг-фу фильм.

Фильм ужасов — многоплановый жанровый комплекс в кинематографе, удовлетворяющий потребность зрителя в острых ощущениях через переживание широкой гаммы чувств страха и отвращения. В фильме ужасов широко применяются такие приёмы драматургии фильма, как автобус, реактивный кадр, саспенс и порнографический реализм. Постепенно в отдельное жанровое русло выделились триллер, исследующий обыденные и зачастую беспочвенные страхи, и мистика, погружающая в ирреальный мир представлений о потусторонних силах; но обычно их трудно строго отделить друг от друга, поскольку между фильмом ужасов, триллером и мистикой сохраняется жанровое триединство.

Фильм-катастрофа — фильм, фабула которого строится на событиях, связанных с масштабной природной или техногенной катастрофой – смерчем, лавиной, землетрясением, цунами, извержением вулкана, наводнением, кораблекрушением, пожаром на самолёте и т. п.

Фэнтези — кинематографический жанр, в котором «исходной эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину “чудесного мира”, противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии». Также, это поджанр фантастики в кино и литературе, основанный на конструировании особого «сказочного» художественного мира, в который переносятся коллизии и идейно-эстетические установки современной реальности.

— Ч —

Черная комедия — комедия, использующая «черный юмор», т. е. юмор на табуированные темы интимно-личностные (смерть, боль, кровосмешение, физическое уродство и искалеченность, половое бессилие, половые извращения, одиночество, сумасшествие) и социально-политические (религия и религиозные чувства, патриотизм, национальные и расовые отличия, общественное благо). Как правило, предстаёт в форме комедии нравов или фарса.

Черный детектив — изначально литературоведческий термин, означающий особый жанр детектива в литературе США, брутальное, жёсткое произведение без лирических отступлений, содержащее сцены насилия и секса, часто без положительного героя. Жанр был привнесён в кинематограф США экранизациями соответствующих литературных произведений в форме нуара. Ныне в жанровом кинематографе США и других стран это художественно-игровой фильм-экшен, содержание которого строится на описании “изнанки жизни”.

— Ш —

Шпионский фильм — в кинематографе социалистических стран – остросюжетный приключенческий фильм дидактического характера, дающий широкую палитру отношения граждан к зарубежной идеологической пропаганде на примере разведывательной и диверсионной деятельности резидентов иностранных разведок, демонстрирующий моральное превосходство стран Варшавского договора в идеологическом противостоянии. В центре шпионского фильма человеческий фактор политических игрищ. В таком виде жанр сформировался в кинематографе европейских социалистических стран в период «холодной войны».

— Э —

Эпический фильм — фильм на поучительный сюжет древней (в том числе библейской) истории, демонстрирующий события и характеры в их эпической соотнесённости, с большим числом персонажей и сложный в постановке.

Эротический фильм — жанр малохудожественных бесконфликтных эротических фильмов, предназначенных в основном для зрителей-мужчин с целью стимулировать сексуальное возбуждение и эротические фантазии, например «Эммануэль» Жюста Жакэна 1974 г. Публичный показ таких фильмов ограничен предписаниями цензуры.

This entry was posted in Жанры кино and tagged . Bookmark the <a href="http://mrfirecom.ru/kinematograficheskie-zhanry/" title="Permalink to Кинематографические жанры" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.