Вопрос о жанрах киноискусства не новый. О нем до сих пор спорят критики и киноведы. Вопрос состоит в том, что в кино понятия «вид» и «жанр» пришли из глубины тысячелетий, со времен античности. Они были и в литературе, и в театре, и в изобразительном искусстве, а оттуда перекочевали в киноэстетику. Если говорить о начальном этапе развития кино, то его вообще долго не считали искусством, и место ему было в ярмарочном балагане на потеху не очень образованной публики, об этом писал в своих первых впечатлениях о кинематографе Максим Горький.
Но кино было прилежным учеником. Оно не обижалось на всевозможные издевательские эпитеты, а осваивало язык смежных искусств – театра, живописи, музыки – и постепенно вырабатывало свой собственный язык, условно назовем его «язык видеописи в движущемся варианте». Потом начали появляться не только эстрадные скетчи, снятые на пленку прямо со сцены балаганов, но и маленькие видеорассказики, а потом и повести, и романы, правда, на первых порах в немом варианте, но оно изобрело новый язык – язык движения, из которого становилось понятно, что происходит на экране даже без диалогов. Этим языком и поныне пользуются кинематографисты, хотя со времени изобретения кинематографа прошло уже более ста лет. Самый яркий пример – новелла Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычайный кросс». снятая им по газетному фельетону Степана Олейника, опубликованному в «Правде», где нет ни единого слова, только музыкальное сопровождение юмористического действа. В мультипликационном варианте это сериал «Ну, погоди!» с незадачливым волком и хитрым зайцем, где кроме фразы «Ну, погоди!» никакого диалога не требуется. Все понятно из самого события, происходящего на экране.
Конечно, объемный роман с помощью одних жестов не экранизируешь. Тут на помощь приходит серьезная литература и талантливая актерская игра, а в документальном варианте – сила мастерски отснятого изображения, которое тоже может стать понятным без слов, особенно, если оно запечатлено искусным кинооператором.
В Библии сказано: «Сначала было слово». Применительно к кино мы, характеризуя кино как отдельный вид искусства, можем сказать: «Сначала было изображение». Какими бы талантливыми не были сценарист, режиссер, актеры, композитор, если фильм не запечатлен на целлулоидную пленку или другой современный видеоноситель, он не существует. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что первым кинематографистом был кинооператор, т. е человек, который фиксировал на пленку то, что видел объектив киноаппарата.
Первые кинокадры запечатлели выход рабочих с фабрики Люмьеров – изобретателей кинематографа. Но уже в том же году они сняли и игровую новеллу «Политый поливальщик», доказав тем самым, что кино доступен не только документальный сюжет, но и маленькая игровая сценка, даже если она идет на экране всего полторы минуты.
Так с самого рождения кинематографа стали параллельно развиваться разные виды кинематографа: кинохроника, документальное и игровое кино, анимация, пионером которой стал еще в конце XIX века Жорж Мельес, а позже – научно-популярное, учебное и иные виды кино. И в каждом из этих видов созревали, под влиянием других искусств, свои жанры.
Документальное кино начиналось с обычной кинохроники. Уже на заре кинематографа во Франции появился не только «Патефон», но и «Пате-журнал», где отражались важнейшие события, происходящие в мире.
В России стал выходить «Живой журнал», издаваемый фирмой «Ханжонков». Затем стали появляться документальные киноочерки, посвященные различным темам и событиям. Они пользовались огромным успехом у первых зрителей – это были киносвидетельства коронации царей, различных природных катаклизмов. По примеру газетной журналистики, возникла экранная публицистика.
Научно-популярные киноочерки стали учить людей, как уберечься от тех или иных болезней, пожаров и наводнений. Появились учебные фильмы и даже целые кинокурсы, помогающие людям осваивать те или иные профессии.
Игровое кино. помимо жанров, скопированных у литературы, стало самостоятельно изобретать новые – научную фантастику, к примеру. Появились экранизации произведений Жюля Верна и иных фантастов докинематографического периода, Станислава Лема, братьев Стругацких.
Благодаря достижениям кинотехники и современного телевидения появилась возможность показывать на экране то, что в недалеком прошлом еще невозможно было себе представить. Правда, сегодня, при создании экранных трюков с помощью компьютерной техники порой страдает художественная сущность самого произведения.
В некоторых странах, в том числе и в бывших республиках Союза, существуют киностудии, специализирующиеся на выпуске разных видов кинопродукции: игровой, неигровой, анимационной, учебной и т. п. В России есть несколько студий документальных фильмов: в Москве (ЦСДФ), Санкт Петербурге («Ленкинохроника), в Новосибирске, Ростове-на-Дону и др. Есть специализированные киностудии и на Украине («Киевнаучфильм», выпускающая также и анимационные картины, Студия документальных фильмов, а также студии игровых картин в Одессе, Киеве (им. А. Довженко) и в Ялте). В Кишиневе с 1952 по 1957 г. существовала Студия хроникально-документальных фильмов, а с января 1957 г. она стала выпускать и игровые картины и получила название «Молдова-филм».
За почти шесть десятилетий своего существования на киностудии «Молдова-филм» создано несколько сот киножурналов «Молдова Советикэ», ставших своеобразной летописью нашей республики за эти годы, а с учетом снятых материалов в достудийный период события на территории Молдовы отслежены почти за столетний период. Снято немало специализированных киножурналов на спортивную и детскую тематику, а также сатирических киножурналов «Устурич» по типу московского «Фитиля». Вся эта кинохроника станет постепенно появляться на нашем сайте с указанием авторов, создавших эти ленты, а также именными указателями лиц, отснятых в кинохронике, и мест, где разворачивается действие того или иного сюжета (город, село, район). Снято также несколько сот документальных, научно-популярных и учебных киноочерков, сведения о которых пользователь сможет получить на сайте, а также полнометражные и короткометражные игровые картины, с указанием года их создания, сведений об авторах и краткой аннотацией сюжета ленты.
Если продолжить разговор о жанрах, то они присутствуют в каждом из перечисленных видов. В документальном кино это событийная хроника, кинолетопись, киноочерк, кинопортрет, кинопублицистика, кинофельетон и т. д. В научно-популярном кино может быть и игровой сюжет, разыгранный актерами, – скажем, популярное толкование о том, как бороться с пожарами, болезнями и как нужно соблюдать правила дорожного движения. Учебный фильм может быть предназначен как для средней школы, так и для вузов, а также для различных курсов по овладению массовыми профессиями – вождением автомобиля, например. В игровом кино жанровая палитра еще разнообразней. Например, может быть фильм-опера, фильм-балет или просто фильм-концерт, имеются игровые картины, посвященные Энрико Карузо, Джузеппе Верди, Фредерику Шопену, Иоганну Себастьяну Бaxy и пр.
Немало игровых картин посвящено видным писателям, театральным актерам, великим художникам прошлого. Комедийный жанр также бывает в кино достаточно разнообразным. Это и лирическая кинокомедия, и дышащие юмором ленты Леонида Гайдая, с уклоном на событийность, и сатирические, а порой и философские ленты Эльдара Рязанова типа «Гараж» или «Небеса обетованные». Это трагикомедия и фарс. Иногда жанры смешиваются, и трудно определить – это лирическая, музыкальная, сатирическая картина или все, вместе взятое. Главное, чтобы от такого симбиоза кинопроизведение выигрывало. Все жанры хороши, кроме скучных.
Широкую палитру представляют в кино приключенческие жанры – «экшн». Зачастую под этим брендом продвигают и явную халтуру. В конце минувшего века появились так называемые фильмы-катастрофы, звездные войны, фильмы ужасов, объединенные под общим неудобоваримым названием «боевик». Есть шпионские сериалы, фильмы-расследования и пр. Мы пока ограничимся информацией о видах и жанрах, чтобы сориентировать зрителя нашего сайта.