Можно выделить основные этапы кинопроизводства:
- написание сценария;
- подбор творческой группы (актёры, художник, оператор);
- съёмочный процесс;
- монтажный период;
- тиражирование.
В 1919 году в СССР был издан декрет. согласно которому вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность была национализирована путем реквизиции [П 1]. а потому вся дальнейшая регламентация кино была производственной.
Именно в советский период становления киноискусства сложилась основа технологии кинопроизводства, используемая в отечественной кинопромышленности до сих пор, безусловно с учетом новых экономических и технических реалий.
Создание фильма
В процессе создания фильма неразрывно связаны искусство и кинотехника. без которой кинематограф невозможен. Один из важнейших аспектов кинопроизводства, являющегося разновидностью коммерции — возможность получения прибыли и размеры вложенных средств. Эти виды деятельности объединяются в центрах кинопроизводства — киностудиях. где расположены административные здания и съёмочные павильоны .
Киностудия — комплекс творческих и производственных звеньев, включающий съёмочные группы, сценарно-редакторские коллегии, музыкальные редакции, осветительные цеха. цеха операторской техники, актёрские отделы, склады для хранения костюмов и реквизита и многое другое. На крупных киностудиях иногда образуют кинообъединения, в которые входят несколько съёмочных групп .
Как правило, у истоков фильма стоит продюсер. или продюсерская компания. Их основной задачей является поиск источников финансирования кинопроекта. Необходимо найти такие частные фирмы или государственные структуры, которые были бы заинтересованы в данных инвестициях. Продюсер часто сам выбирает или заказывает сценарий. приглашает режиссёра. участвует в подборе актёров (кастинге), художника и т. д. В его профессиональную компетенцию входит изучение зрительского интереса, на основе чего он и выстраивает стратегию своей деятельности. Продюсер не только организует процесс производства, но и активно участвует в составлении договоров. сметы фильма, календарного плана съёмок.
В кинопроцессе участвует множество специалистов самых разных профессий. Решение о привлечении тех или иных специалистов также принимает продюсер. однако инициатором привлечения может выступать режиссёр .
Продюсер контролирует работу до самого конца и по окончании работы над фильмом продолжает заниматься рекламой фильма и организует его прокат .
Технологические этапы современного кинопроизводства
Процесс кинопроизводства принято делить на три стадии: подготовительный период (англ. Pre production «Препродакшн»), съёмочный период и монтажно-тонировочный период (англ. Post production «Постпродакшн»).
Кинопроизводство советского периода предусматривало следующие этапы создания художественного фильма, дошедшие с небольшими изменениями до наших дней [1] :
Основные технологические этапы фильмопроизводства
Подготовка киносценария
- Тематический план;
- Заявка или либретто;
- Написание литературного сценария;
- Утверждение литературного сценария;
- Утверждение лимита стоимости фильма и сроков производства;
Режиссёрский сценарий
- Написание режиссёрского сценария;
- Утверждение литературного сценария;
- Составление сметы и календарного плана на подготовительный период;
Подготовительный период
- Разработка постановочного проекта фильма;
- Режиссёрский сценарий с экспликациями;
- Эскизы декораций, комбинированных съёмок, костюмов, реквизита, грима, чертежи и описания к ним;
- Съёмочные карты и операторские экспликации;
- Зарисовки кадров;
- Монтажно-технические разработки;
- Фотоматериалы, характеризующие изобразительную сторону картины;
- Звуковая экспликация фильма;
- Календарно-постановочный план;
- Генеральная смета;
- Выбор мест натурных съёмок;
- Подбор актёров и проведение предварительных репетиций;
- Заготовка постановочных средств;
- Утверждение постановочного проекта фильма;
Производственный период Съёмочный период
- Приёмка объекта;
- Освоение объекта;
- Съёмка в павильоне;
- Съёмка на натуре;
- Комбинированные съёмки;
- Запись звука в процессе съёмочных работ;
Монтажно-тонировочный период
- Монтаж фильма;
- Речевое озвучение;
- Запись музыки;
- Шумовое озвучение;
- Изготовление надписей;
- Перезапись фонограммы фильма;
- Сдача фильма на двух плёнках;
- Монтаж негатива;
- Печать копий на одной плёнке;
- Изготовление комплекта исходных материалов;
- Сдача исходных материалов;
- Производственно-финансовый отчёт;
- Роспуск съёмочной группы;
В современном кинематографе создание фильма проходит те же этапы, за исключением разницы в технологиях, которые на сегодняшний день по большей части — цифровые. Например, появился этап создания компьютерной анимации. который выполняется одновременно с этапом создания титров и надписей и частично заменяет его. Многие этапы монтажно-тонировочного периода ушли в прошлое вместе с приходом новейших технологий работы с «цифровым негативом » (англ. Digital Intermediate ). Могут также существовать дополнительные этапы кинопроизводства: съёмка уходящей натуры, пересъёмка и досъёмка эпизодов фильма, запись дополнительных исходников фонограмм и иные этапы на усмотрение производственной компании или в зависимости от обстоятельств конкретной кинокартины.
Подготовительный период
Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет. проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии .
Самый длительный по времени и очень важный в кинопроизводстве — подготовительный период. На крупных киностудиях существует очень важное подразделение — информационно-методическая группа, которая подбирает материалы и информацию, необходимую в работе над любым фильмом. Это и исторические данные, и представления о быте отображаемой эпохи, техническом и научном уровне, стиле в одежде. поведении и др. Сотрудники этой группы связываются с музеями. библиотеками. галереями. коллекционерами. Иногда на студии накапливаются большие архивы. которые помогают съёмочным группам в работе над фильмами.
Во время подготовительного периода режиссёр. изучив огромный материал по теме фильма, разрабатывает концепцию фильма. Творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер. художник и оператор-постановщик создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма).
Режиссёрский сценарий является, по сути, техническим описанием будущего фильма. На основе литературного сценария производится последовательная запись всех эпизодов фильма с разбивкой их на отдельные съёмочные кадры со зрительными и звуковыми особенностями их выполнения [2] .
К режиссёрскому сценарию прилагается раскадровка — рисунки всех кадров, выполненные художником фильма или режиссёром от руки.
Во время подготовительного периода делаются фото — и видеопробы мест натурных съёмок.
Оператор-постановщик изучает условия съёмки постановочных объектов в павильонном интерьере и на натуре и создаёт операторскую экспликацию, в которой указывает особенности светотонального и колористического решения кадров объектов. Подбираются актёры. проводятся первые репетиции, разрабатываются эскизы декораций и костюмов [3]. В подборе актёров на главные и второстепенные роли. а также на участие в массовках режиссёру и продюсеру помогает актёрский отдел, который есть на каждой киностудии. Здесь имеется обширная картотека. в которой можно найти информацию об артистах кино и театра: это данные о внешности, сыгранных ролях, фотографии. Особое внимание уделяется изобразительному решению фильма.
Художник-постановщик разрабатывает эскизы декораций для павильонных и натурных съёмок, костюмов, грима. комбинированных съёмок, продумывает и подбирает реквизит. Всё это передаёт характерные черты эпохи, среды и быта. Кроме того, эскизы должны дать представление о стилистике фильма, цветовом и пластическом строе. В этот же период режиссёр вместе с художником и оператором выбирают места для натурных съёмок. В итоге создаётся постановочный проект, в который входят: режиссёрский сценарий и экспликация, разработка отдельных эпизодов и сцен, фото — и кинопробы, эскизы, съёмочные карты и операторские экспликации, подробные раскадровки, монтажно-технические разработки, фотоматериалы, экспликации звукового оформления фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета.
Немаловажный этап подготовительного периода — создание и монтаж декораций. Особенно важен этот этап в исторических или научно-фантастических фильмах. требующих искусственного создания интерьеров или ландшафтов. Созданием декораций занимается Цех декоративно-технических сооружений киностудии. Декорации могут возводиться в павильоне или на натуре. Работы по возведению декорационных объектов проводятся под наблюдением и при консультации художника-постановщика [4] .