Кинемато́граф (от греч. κινεμα. род. п. κινεματος — движение и греч. γραφο — писать, изображать) — вид современного изобразительного искусства. изобретённый в XIX веке и ставший самым популярным в XX веке. Также этим термином обозначают комплекс устройств и методов, необходимых для съёмки движущихся объектов на киноплёнку и для последующего воспроизведения получаемых снимков, путём проецирования их на экран. Часто, когда говорят кино́. то подразумевают именно кинематограф. Иногда также упоминается как синемато́граф (от франц. cinématographe. устар.), кинематогра́фия и киноиску́сство. Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, высказываются даже предположения о значимости влияния кинематографа на политику и экономику. Кинематограф изучает наука кинове́дение. Отрасль промышленности, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов и мультипликацию. называется киноиндустри́я. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах (как стационарных, так и передвижных), по телевидению. распространяются «на видео » в форме видеокассет и видеодисков .
- Современные компьютерные цифровые технологии несколько изменили терминологию, теперь вместо слов, производных от «кино- » употребляются выражения с корнем «видео- »: видеозал, видеопрокат. видеокамера. видеозапись и т. п.
Рождение кинематографа [ править ]
Братья Люмьер (Огюст слева, Луи справа)
Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер. Официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж. Франция ) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон. Нью-Йорк. Мумбаи .
Хотя пробные (даже публичные) демонстрации фильмов начались с 1888 года. а в 1895 году проходило уже достаточное количество сеансов «движущейся фотографии», но их изобретатели обычно не знали друг о друге, что послужило потом причиной бесконечных споров о первопроходцах кино. Публичные же платные сеансы братьев Люмьер просто оказались наиболее популярны и успешны с коммерческой точки зрения. Поэтому их принято считать родителями кинематографа.
В России первая демонстрация кинематографа состоялась 9 января 1894 года на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве, за два года до своего «официального» рождения. С помощью киноаппарата конструкции М. Фрейденберга, использовавшего скачковый механизм И. А. Тимченко, на экране были продемонстрированы движущиеся всадники и метатели копья. Первый же сеанс кинематографа братьев Люмьер прошёл 16 мая 1896 года в Петербурге. Показ состоялся между актами оперетты в саду «Эрмитаж» силами добровольцев (годы спустя на этом месте возник первый съёмочный павильон киностудии «Ленфильм »).
Немое кино [ править ]
Немое кино — это целая эпоха в мировом кинематографе. Дело в том, что звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в США. Германии и СССР были созданы соответствующие системы звукового сопровождения. Точнее возникновение звука в кино датируется октябрём 1927 года. когда компания «Уорнер Бразерз » продемонстрировала в Нью-Йорке первый звуковой художественный фильм «Певец джаза » (режиссёр Алан Кросленд ), в котором были соединены речь и музыка. Первый отечественный звуковой художественный фильм — «Путёвка в жизнь» (1931 ). Безусловно, аппараты для записи звука и воспроизведения его через громкоговорители существовали и раньше, но не было достаточно простого способа синхронизировать звук и киноизображение.
Но это вовсе не значит, что киноискусство всё это время находилось в застое. В немом кино выработался совершенно особый неповторимый стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино. Считается, что чёрно-белое немое кино, с его характерным мерцанием и плохим качеством изображения, всё же обладает неким шармом, привлекающим киноманов даже в наши дни. Кроме того, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас. Необходимые же по ходу сюжета пояснения отображались в фильмах в виде титров .