Кинематограф на Алтае

Конечно, в полной мере «народным», т. е. общедоступным, этот электротеатр назвать было нельзя, так как хорошие места стоили 40- 50 копеек (как и в «Космораме»). Но в «Мире» были и дешевые места по 15 копеек. В народном кинематографе было неплохое фойе, в котором располагались киоски по продаже вод, мороженого, цветов, открыток и сувениров. Реализуя образовательную функцию кинематографа, «Мир» устраивал дневные детские киносеансы по пониженным ценам и сеансы для учащихся, на которых показывали фильмы-экранизации произведений русской классики. «Мир» впервые в Бийске стал использовать средства наружной художественной рекламы. Особенно запомнилась бийчанам реклама фильма «Гибель Лузитании», когда во весь фасад здания был сделан из фанеры раскрашенный макет тонущего парохода. В 1915 г. «Народный электротеатр» был преобразован в «Товарищество на вере М. Каликин, П. Пленкин, А. Шиханов и Ко».

Известен факт, что и в Барнауле хозяин «Нового мира» А. Р. Варен в марте 1913 г. подавал прошение о строительстве Общественного народного кинематографа на окраине города, около Дунькиной рощи. В качестве предложений к рассмотрению местными властями прилагались и эскизы будущего кинематографа, выполненные архитектором И. Ф. Носовичем. Однако на очередном собрании Барнаульской городской думы от 24 апреля 1913 г. ходатайство А. Р. Варена о постройке синематографа в загородной роще было отклонено.

Но есть свидетельства том, что на Конюшенной площади по праздникам и выходным дням в оркестровой «ракушке» укреплялся «экран» для бесплатной демонстрации кинофильмов. Зрители с близлежащих улиц шли на киносеанс со своими стульями и табуретками.

В 1914-1917 гг. в прессе часто появлялись заметки о том, что кинематограф пропитан духом коммерции и не приносит обществу той пользы, которую способен дать людям. Вновь на страницах сибирских газет появляются статьи, в которых ставился вопрос о создании «народных» кинематографов, в которых предполагалось показывать специальные программы из научных, географических, этнографических и высокохудожественных фильмов.

Идея «народного» кинематографа в несколько ином виде реализовывалась отчасти в сельской местности благодаря крупным кооперативам или их объединениям, которые отчисляли некоторые суммы на культурно-просветительскую деятельность среди своих членов. Но таких киноустановок было немного.

Впервые годы существования кинематограф привлекал к себе внимание зрителей не только как «чудо техники», способное передавать картины жизни в движении, но и возможностью посредством кинематографических снимков увидеть явления действительности, которые были недоступны для непосредственного наблюдения большинству зрителей. Кинематограф выступил в роли просветителя, распространяющего знания из области географии, этнографии, биологии, медицины и других наук. Наглядный способ распространения научных знаний посредством кинематографа был для малограмотного населения Сибири уникальной возможностью повысить свой образовательный уровень.

Мысли и предложения о создании специализированных кинематографов для детей были в те годы очень актуальны. Не знавший цензурных ограничений кинематограф в ранний период своей истории нажил немало врагов среди поборников нравственности и морали. И педагоги, чувствуя ответственность за своих учеников, так же не поощряли их безудержного влечения смотреть все кинопрограммы подряд, которые порой содержали и ленты пикантного содержания.

Поэтому в Барнауле с января 1914 года были введены ограничения на посещения кинематографов школьниками. В газете «Жизнь Алтая» были опубликованы новые правила: «Как сообщают столичные газеты, Министерством народного просвещения разослан попечителям учебных округов циркуляр, в котором, подтверждая необходимость строгого наблюдения, чтоб учащиеся средних учебных заведений не посещали кинематограф позже 8 часов вечера, приписывается также директорам и инспекторам средних учебных заведений следить и за программой картин кинематографов и запрещать учащимся посещение кинематографа при демонстрации сомнительного содержания картин». «Министерство народного просвещения проектирует образовать во всех городах особые комиссии для цензурирования кинематографических картин, демонстрирующихся для учащихся. В состав комиссии войдут представители местных средних учебных заведений. Циркуляр об образовании цензурных комиссий на днях будет разослан попечителям учебных округов».

Репертуар электротеатров вызывал беспокойство и родителей учащихся. Вот мнение родительского комитета средних учебных заведений г. Барнаула: «Признавая за кинематографами вообще культурное значение, заседание констатировало, что при существующей постановке дела кинематографы не отвечают своему назначению и посещение их не только учащимися, но и взрослыми является вредными, даже инсценировки классических произведений русской и иностранной литературы принимают в кинематографических постановках неприличный характер»

Но эти запретительные меры были направлены на борьбу с уже сложившейся системой и ничего не предлагали взамен.

This entry was posted in История кинематографа and tagged , . Bookmark the <a href="http://mrfirecom.ru/kinematograf-na-altae/" title="Permalink to Кинематограф на Алтае" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.