Об электротеатрах «Иллюзион» и «Новый мир» сохранил свои воспоминания алтайский просветитель, организатор коммуны «Майское утро» А. М. Топоров: «В «Иллюзионе» помещение и обстановка были бедными, примитивными. «Новый мир» привлекал публику и довольно хорошим зрительным залом, и просторным фойе, и буфетом, и столом с газетами и журналами. Хотя и старая кинотехника не может идти ни в какое сравнение с нынешней, тем не менее, в «Иллюзионе» и «Новом мире» картины демонстрировались очень хорошо. Толково составленные надписи к кадрам делали содержание картин понятными для всех зрителей. Тогдашние авторы киносценариев строили сюжеты фильмов без всяких ребусов и с логичными концами. Уходя из кинотеатра, зрители четко представляли себе все сцены даже в таких сложных картинах, как «Братья Карамазовы», «Идиот», «Крейцерова соната», «Дворянское гнездо», «Камо грядеши?», «Дети Ванюшина». И в «Иллюзионе», и в «Новом мире» все киносеансы сопровождались скрипкой и фортепиано. Лучшими музыкальными иллюстраторами в городе считались пианист Марцинковский и скрипач Свинкин. К веселым картинам и сценам они подбирали музыку из разных композиторов, а к драматическим почти неизменно играли слащавый романс Д. Поппера «В лучшие дни». Благодаря киносеансам, мелодию этого романса я и сейчас могу спеть наизусть.
Наравне с «Триумфом» и «Иллюзионом» одним из первых в Барнауле начал свою деятельность и электротеатр «Каскад». Суть его деятельности была подобна содержанию работы других электротеатров. Но электротеатр «Каскад» первым в Барнауле показал пример благотворительной деятельности, дав 29 марта 1910 г. сеанс в пользу Общества попечения о подкинутых детях. В Барнауле борьба за зрителей была очень острой, поскольку, кроме кинопрограмм, которые ежедневно шли в залах электротеатров, сеансы кинематографа устраивали и гастролирующие труппы артистов. Так, в феврале 1910 г. в Барнауле давал представления «Большой театр электро-иллюзион при зверинце Ф. О. Эйгус». Эта цирковая труппа ежедневно устраивала представления с дрессированными львами и показом кинокартин в З-х отделениях. В число алтайских населенных пунктов, которые в 1910-е гг. имели электротеатры, входил Славгород, тогда являвшийся селом. Приблизительно в июне 1911 г. учитель Лука Степанович Шеховцов в компании с крестьянином Иваном Алексеевичем Бабичевым открыл на Базарной площади кинематограф «Степной луч». Электротеатр «Степной луч» привлекал внимание всех приезжих. Его расположение в торговом центре села было залогом успешной работы. И когда осенью 1911 г. в Славгороде было перенесено место базара, то И. А. Бабичев подал прошение о переносе здания кинематографа на новую Базарную площадь, что и произошло в ноябре 1911 г. Кинематограф был любимым развлечением и для жителей села Камень (статус города Камень приобрел в 1915 г.). Сохранились свидетельства о том, что в Камне работали электротеатры под романтичными названиями «Лира», «Греза», «Планета». Владельцем первого из перечисленных кинематографов являлся Всеволод Станиславович Петкевич. Он был женат на Феозве Винокуровой, дочери купца Адриана Винокурова, имел свое дело и содержал кинематограф. Электротеатр «Лира» просуществовал в Камне до 1919 г.
Шло время, менялся сам кинематограф, менялись и формы организации киносеансов, менялась и публика.
С начала 1913 г. были введены своеобразные правила посещения электротеатров. Во-первых, была введена система приобретения входных билетов до начала сеанса. Прежний порядок, когда зритель мог войти и выйти из зала в любой момент, был отменен. Все хождения по залу пресекались. Во-вторых, места в зрительном зале пронумеровали, и занимать их можно было только в соответствии с местом, указанном в билете. Владельцы электротеатров стремились придерживаться расписания киносеансов. Посещение кинематографов отныне требовало соблюдения определенных условностей, что дисциплинировало публику и призывало ее к порядку. Кинобум, который имел место быть в сибирских городах в 1908-1910 гг. прошел. Внешняя притягательность кинематографа, которая во многом объяснялась эффектом новизны нового вида развлечения, исчерпала себя, и это побуждало владельцев электротеатров искать новые пути развития своего дела.
Так период бурного роста числа электротеатров быстро закончился. Работа кинодемонстраторов только со стороны казалась несложной. Поддерживать интерес публики к своему электротеатру можно было только одним — со знанием дела составлять кинопрограммы. Необходимо было знать запросы зрителей, предугадывать успех проката фильма, свободно ориентироваться на рынке кинопродукции. Проще всего было экономить на репертуаре, приобретая второсортные картины, тем самым уменьшая затраты на постановку очередной программы. Но публика в такие электротеатры не шла, вследствие чего «эконом» становился банкротом.
Успешно справляться со всеми задачами мог только опытный прокатчик, новичкам же было совсем непросто. В условиях острой конкуренции выживали немногие. К 1912 году из всех вышеперечисленных электротеатров продолжал свою деятельность только «Иллюзион» Е. И. Лебзиной.